Секрети майстерності

Мирослав Тихий

20

«Главное — это иметь плохой фотоаппарат. Если хочешь стать знаменитым — то делай свое дело плохо, хуже всех на свете. Красивое, пригожее, выпестованное — это уже никого не интересует» ©.

Мирослав Тихий (Miroslav Tichý) — реакционер в самом истинном смысле этого слова. Пока Гагарин покорял космос, Тихий делал фотоаппараты из фанеры. Он добровольно пятился назад, двигаясь в направлении, обратном идеологии прогресса. Настоящий и очень успешный реакционер: в отличие от пятилетних планов, он своих целей добился. «Фотограф каменного века» был воплощением всего, что оскорбляло коммунистическую элиту небольшого городка. Он был живым вызовом прогрессивной мысли и марксистской теории, согласно которой история неуклонно движется вперед. При этом Тихий, расставшись с общественными обычаями, не стал одиночкой. Но он стоял на стороне личности, зависел только от самого себя и, уйдя во внутреннюю эмиграцию, стал пристально наблюдать за жизнью на краю общества.

1

Мирослав Тихий родился 20 ноября 1926 года в моравском селе возле города виноградников, вина и веселых народных песен — Кийова. Он был единственным сыном закройщика мужского платья и дочери сельского старосты, людей зажиточных и уважаемых, обладателей фирмы и большого дома. Способный юноша сразу после гимназии поступил в 1945 году на подготовительный факультет Пражской Академии изобразительных искусств, а в 1946 году был зачислен в класс профессора Желибского. В его мастерской Тихий был признанным лидером в рисовании, сокурсники любили его за веселый нрав и юмор. Все у высокого моравского красавца складывалось как нельзя лучше, как вдруг, в 1948 году, случился в Чехословакии коммунистический переворот. Друг Мирослава Тихого Роман Буксбаум, открывший миру необычного фотографа, вспоминает: „Он был лучшим другом моего дяди, наши дома стояли рядом, и когда у них дом национализировали, то комнату для мастерской ему предоставила моя бабушка, с которой он подолгу беседовал на кухне. Я помню его, как члена нашей семьи, он приходил ежедневно, и они с бабушкой обсуждали все возможное на свете. А я был тогда еще маленьким и всего, конечно, не понимал. Только потом я узнал, что с ним случилось. После коммунистического переворота в Академии начались безжалостные гонения. Известные профессора и педагоги были изгнаны, студентам было запрещено работать с обнаженной натурой, вместо них на пьедесталах стояли рабочие в спецовках. Тихий перестал ходить на занятия, перестал общаться с друзьями и вскоре его забрали в армию“. В страшные 50-е годы шпиономании и политических процессов, в дни опасности и преследований что-то случилось с психикой Тихого. Он попал в тюрьму, потом его мать добилась перевода сына в психиатрическую больницу в Опаве, где старый знакомый доктор Буксбаум был главным врачом. Там его держали , пока не началась хрущевская оттепель. Тихий вернулся в Кийов, жил у родителей, получал грошовую инвалидную пенсию. Писал картины, упорно держась за свои старые привязанности — довоенный модернистский стиль, импрессионизм, кубизм.

В 60-е годы Тихий вообще перестал заботиться о своей внешности. Он не стриг волосы, отпустил бороду, носил разорванную черную одежду. Это был антипод идеала нового социалистического человека. И он опять попадает на 8 лет в тюрьму и в психиатрическую больницу. В 70-е годы полицейское давление на Тихого продолжается. Регулярно, накануне Первого мая и других коммунистических праздников, перед домом Тихого останавливалась полицейская машина, и его на два дня изолировали от общества. В марте 1972 года картины Тихого полиция выбросила на улицу и отобрала мастерскую в доме бабушки Буксбаум. Тихий снимает коморку у соседки, живет среди мышей и говорит: «Мыши — это мои сестры. Убивать их в мышеловках я не могу и хочу быть похоронен рядом с ними». И еще: «Я — пророк распада и пионер хаоса, ибо только из хаоса возникает что-то новое». Ужасающий беспорядок и грязь в его берлоге — это его программа.

Исчерпав свой интерес к абстракции, рисунку и живописи, Тихий ушел в фотографию, найдя выход через технологически неустранимое присутствие внешней реальности. Определяя фотографию как «живописание светом» он по-прежнему придерживался принципов импрессионизма. В этом смысле фотография и рисунок стали для него взаимозаменяемыми физическими выражениями одной и той же художественной мысли. Проявив и напечатав свои снимки — каждый из его отпечатков уникален, фотобумага зачастую отрывалась руками — Тихий складывал их в коробку и рассматривал позже, отрезая части, не заботясь о прямых углах, выделяя очертания карандашом. При этом он очень внимательно относился к цвету обрамления и паспарту, которые тоже делал сам.

2

В 1970–80-е годы легкость и изящество линии ушли из его рисунков. В то же время он стал много экспериментировать — появилась живопись на деревянных досках, найденных во дворе, новая для него графика. Все его работы пылятся и валяются в полном беспорядке в его доме. С тех пор, как Тихий потерял свою студию, ему приходилось работать в весьма скромных условиях своего дома. Трудно было находить натурщиц, живя в изоляции, под давлением внешних помех. Модели не приходили к нему, и он сам стал выходить на их поиски. Когда его спрашивали, почему он увлекся фотографией, он отвечал: «Картины уже были написаны, рисунки нарисованы. Что мне оставалось делать? Я стал искать новую технику. С помощью фотографии я все видел в новом свете. Это был новый мир».

3

4

5

6

7

О начале экспериментов Тихого в 60-е годы известно лишь то, что его первой камерой был унаследованный от отца полевой фотоаппарат. Фотографии Тихого не пронумерованы, и на них нет дат. Датировать их можно только приблизительно по стилю одежды или моделям машин в кадре. Иногда помогают материалы, которые он использовал при обрамлении и приклеивал на обратную сторону фотографий. Большинство было снято в 70–80-е годы. Пленку, фотобумагу и химикаты он покупал в местной аптеке. Темную комнату он соорудил во дворе рядом с домом, а увеличитель сделал из досок и перекладин, содранных с забора и скрепленных листовым железом. Тихий принципиально отказывался от оборудования, которое ему предлагали. То, что он все делал сам, демонстрировало его независимость. Он отказался от удобств, предоставленных современным миром, чтобы освободиться от необходимости соответствовать его требованиям. Бережливость, ограничение себя лишь самым необходимым и самообеспеченность были частью философии, которую он нес с собой по жизни.

8

Когда Тихий начал ходить с фотоаппаратом собственного производства и фотографировать женщин в бассейне, в парке и на улицах города, милиция надеялась, что будет возможность арестовать его из-за какого-нибудь сексуального проступка. Но в его действиях не было ничего предосудительного, к женщинам он не приставал никогда. Отчаявшись, милиция обвинила его в нарушениях гигиены. Судебные эксперты указали на причину обвинения: в одежде Тихого были «со всей определенностью найдены две вши и кухонный таракан». На вопрос судьи, что он может сказать по этому пункту обвинения, Тихий ответил: «Призовите их в качестве свидетелей».

9

10

123

11

12

14

15

16

Тихий носил фотоаппарат под свитером. Как правило, это была самая дешевая советская бакелитовая модель, найденная у старьевщика и приспособленная для его собственных нужд. Фотоаппарат свисал с шеи под свитером и оставался невидимым. Когда что-либо привлекало взгляд фотографа, он приподнимал свитер левой рукой и снимал правой, даже не глядя в видоискатель. Все это происходило молниеносно и было практически незаметно. День его начинался рано, в 6 утра. Он бродил по улицам, автоматически снимая, по его собственному утверждению, то, что попадалось ему на пути. Его излюбленными местами были автобусная станция, главная площадь рядом с церковью, парк напротив школы и соседствующий бассейн. Делая иногда по сто снимков за раз, таким образом он запечатлевал день, проведенный в воображаемом городе женщин.

Как правило, Тихий держал дистанцию между собой и своими моделями. Он снимал быстро, незаметно и с довольно большого расстояния. Он повторял, «Если хочешь быть знаменитым, нужно делать что-то хуже, чем кто-либо другой на свете!» Поражает то, сколько «ошибок» и «недостатков» могут вобрать в себя работы Тихого. Все его негативы либо недодержаны, либо передержаны, несфокусированы, поцарапаны, напечатаны на неаккуратно отрезанной бумаге со следами грязи и пыли, с отпечатками пальцев, с бромидовыми пятнами, с краями, обгрызенными мышами. Путь его фотографий после темной комнаты — адский. Они дозревают в пыльной куче годами, на них сидят, спят и наступают, дорисовывают, сгибают, кладут под ножку стола, чтобы тот не качался, на них проливают кофе, оставляют под дождем, а потом находят вновь и спасают, обрамляя куском картона и приклеивая телепрограмму на обороте. Нарочитое презрение к фотографическому идеалу чистоты в работах Тихого отражено не как недостаток, а как усиление чувственности. Благодарю жестокому обращению с собой, женские образы всплывают из мягкого импрессионистического света как будто чудом. Их сущность, их бытие выражены не посредством реализма, совершенного изображения, а как отрицание оных. Красота становится сном.

18
Всемирная известность пришла к фотографу после первой выставки, которая была организована знаменитым куратором и теоретиком современного искусства Харальдом Зееманом на Биеннале в Севилье летом 2004 года, когда Мирославу Тихому было 78 лет. За ней последовала ретроспектива в Кунстхаусе в Цюрихе, а после этого его странные, несовершенные, в обычном смысле слова, фотографические картинки, разлетелись по всем крупнейшим выставочным залам мира — в Нью-Йорке, Берлине, Антверпене, Лондоне и Париже.

19



Мирослав Тихий скончался в своём маленьком чехословацком городке Кийов 12.04.2011. Ему было 84 года.

«Для меня женщины — это просто лейтмотив. Я никогда не гонялся безудержно за юбками. Даже когда я вижу женщину, которая мне нравится — и возможно я мог бы попробовать заговорить с ней — я понимаю, что мне это на самом деле неинтересно. Вместо этого я беру карандаш и рисую ее. Эротизм это все равно просто сон. Мир — иллюзия, наша иллюзия».
Мирослав Тихий

Попередній топік
Про пикториализм
Наступний топік
ПРОДАМ CANON 50 D +KIT 18-200
13 коментарів
  • Ігор
    Ігор 9 березня '12, 11:25 +1
    Замечательные топики
  • Шуша Кио
    Шуша Кио 9 березня '12, 14:57 0
    да, любопытный персонаж снимки. не знала, что умер
    про две вши и кухонного таракана в качестве свидетелей - опрокидывает))
  • greyman
    greyman 9 березня '12, 17:51 +5
    Уверен, что встречу массу возмущённых отповедей, но в чём суть? Чем здесь восторгаться?
    Тем, что принципиально снимая на всякий хлам и наплевательски относясь к обработке и хранению снимков, в результате получает всякий мусор?
    Да подобных фотографий и сейчас можно тоннами найти - только качество чуть получше, просто потому что хоть сколь-нибудь приличная техника доступна каждому. Или никакие работы становятся шедеврами только оттого, что их сняли на плёнку, желательно просроченную, а в идеале, ещё и передержанную, да с отпечатками пальцев?
  • Шуша Кио
    Шуша Кио 9 березня '12, 18:19 +5
    не встретите массу возмущенных отповедей, скорее массу поддержки людей с таким же восприятием
    даже в этой небольшой подборке есть замечательные снимки. по сложению, наполнению, редкой моментовости. снимки со своей пульсацией и аурой
    если вы увидели только грязищу и крысиный помёт в рамке, то очень жаль
  • greyman
    greyman 9 березня '12, 19:05 0
    Нет, не грязь, но бессюжетные снимки не в фокусе. Вот только честно - не будь на них грязи и следов времени, вы бы обратили на такое внимание?
  • Шуша Кио
    Шуша Кио 9 березня '12, 19:10 +3
    смешной вопрос) не замечала за собой патологической любви к грязи
    первый раз, когда увидела эти снимки, то вторым чувством после того, что написала в предыдущем комменте, было желание отмыть и очистить. потому что для меня грязь там только фактор, препятствующий рассматриванию того, что хочется долго рассматривать
  • Анна Голубовская
    Анна Голубовская 9 березня '12, 18:52 0
    спасибо, Шуша, что ответили раньше, чем я вернулась к компьютеру. Да тут и не ответишь, зачем, почему... Почему этот фотограф и его кадры врезаются в память и трогают за душу, даже если не знать подробностей его жизни... это просто данность, и мне кажется, есть вещи, которые можно не понимать и не принимать, а просто знать, что такая фотография есть и востребована, пусть не для каждого.
    Вчера я любовалась - и вынесла сюда, удивительным, тончайшим Йозефом Судеком. Опять же - почему? почему человек, лишенный правой руки, таскал всю жизнь на себе тяжеленную камеру на треноге, ведь прогресс шел вперед? Но ему была необходима ее нюансировка, ее качество... и это осталось навсегда с нами, даже если большинство пожмет, недоумевая, плечами... И Тихого вспомнила, как раз по аналогии. Его мир - вот такой. Несовершенный. Смешной для кого-то. Может быть, безумный. И прекрасный, для тех, кто почувствовал)
  • Just an Immitator....
    Just an Immitator.... 9 березня '12, 21:26 +5
    Я наверное недостаточно "сыт" чтобы таким восторгаться...
  • Svetlana Korolyova
    Svetlana Korolyova 9 березня '12, 21:47 +1
    замечательный топик!
    хотя, мне помнится, об этом фотографе уже здесь как-то упоминалось (или может не здесь?)
  • Павел Гергелижиу
    Павел Гергелижиу 10 березня '12, 18:40 +6
    Мдя, апогей профанации - чем хуже тем лучше :(
    В современном мире безруких и бесталанных людей, такие топики опасны.
  • Ihor Valler
    Ihor Valler 14 березня '12, 17:58 0
    Вот его персональная страничка: http://tichyfotograf.cz/en/
  • Роман Михайлюк
    Роман Михайлюк 15 березня '12, 14:37 +1
    Мне всегда фотографии Тихого нравились, только немного или много смущало это наивное продвижение- когда автора фотали с максимально уе....... камерой с максимально длинным обьективом, как будто он все на 500 мм снимал) Хотя запоминается отлично, эгэж))
  • Максим Тарасенко
    Максим Тарасенко 16 березня '12, 11:37 0
    Жаль что революция и война его сломали. Наверное его работы были бы совсем другими. Он бы состоялся в первую очередь как художник
  • Увійдіть в систему, щоб мати можливість коментувати та голосувати.

Нові фотографії